ВОЗВРАЩЕНИЕ САННО-ГУСЕНИЧНОГО ПОЕЗДА

В подводку: На российской антарктической станции Прогресс – праздник – вернулся санно-гусеничный поезд со станции Восток.

STANDUP:Эти машины находились в пути 36 суток. Поднимались на высоту три с половиной тысячи метров над уровнем моря. Заводились при температуре ниже чем -40 градуса. Прошли более трёх тысяч километров. В походе участвовало 14 человек. Именно они обеспечили теплом предстоящую зимовку на Полюсе холода Земли.

Поезда в Антарктиде состоят из тягачей и саней. На санях установлены жилые вагончики и ёмкости с топливом, либо они предназначены для перевозки любых грузов. В этот раз на станцию Восток доставлено 85 кубометров дизельного топлива – этого вместе с остатками топлива, завезенного в декабре должно хватить на всю зимовку.

На антарктической трассе Прогресс – Восток есть несколько особых зон. Примерно с середины пути начинаются очень жёсткие заструги. Их твёрдость настолько высока, что от гусениц практически не остаётся следа.

СЕРГЕЙ ЗЫКОВ, ведущий специалист по транспорту: Это большие, жёсткие волны. Бывают высотой и по 2 метра, //которые поход преодолевает очень медленно, потихонечку, чтобы не вышла из строя ни техника, ни сани.

При прохождении этой зоны, а она растянулась аж на полтысячи километров, поезд испытывает постоянные удары…

АЛЕКСАНДР СКОРОДУМОВ, главный инженер РАЭ, участник первого похода с Прогресса на Восток: Удары во всех направлениях. И железо устаёт, оно трещит, разрушается, швы расходятся, лыжи раскрываются. //Сани у нас российского производства, таких саней в мире нет, мы их модернизируем практически каждый год, но лучшие конструкции выдерживают – максимум – три года. Дальше уже металл устаёт, и она полностью разваливается.

На последнем этапе поход проходит зону зыбучих снегов – снежные болота. Здесь, на высоте более трёх километров, снег представляет собой мелкую фракцию – как битое стекло. И абсолютно не слипается.

ВИТАЛИЙ ПУХОВ, начальник научного похода:…как зыбучие пески. Всё тонет, всё буксует, всё заваливается. //И вязли, и буксовали, и ёмкости заваливали – но это обычное дело, рабочие моменты.

Кроме обеспечения Востока, перед походом стоят научные задачи. Особый интерес для учёных представляют собой водоёмы, которые находятся подо льдом. В этом году на картах Антарктиды впервые появится контур подледникового озера Комсомольское. Оно было открыто 9 лет назад, но определить его границы удалось только сейчас.

СЕРГЕЙ ПОПОВ, начальник радиолокационного отряда:Примерно 7 км в длину с юга на север и 10 км с запада на восток. Это предварительные размеры.

В составе экспедиции – представитель Германии – из Дрезденского технического университета. Совместными усилиями учёные изучают движение ле

дника:

LUTZ EBERLEM, geodesist: With this data we can say something about speed of the ice over the Lake and on what we specialize interested – is the speed or the change of the speed of the ice on the boarder coming from the bedrock to the water. (ЛУТЦ ЭБЕРЛЕМ, геодезист: Эта информация позволит нам говорить о скорости движения ледника над озером Восток и, что нам особенно интересно – о том, как меняется эта скорость на границе между льдом и коренными породами). 

СЕРГЕЙ МОМЫРЕВ, начальник похода: Раннее установлены точки, то есть идёт движение ледника, каждый год проверяется – насколько он уходит, в какую сторону, сколько идёт снегонакопление…

Чтобы выполнить все поставленные задачи, дополнительный поход – из двух машин – доставил топливо на подбазы – для заправки поезда на обратном пути. На пятисотом километре колонна воссоединилась и все семь машин благополучно вернулись на Прогресс.

LIFEДМИТРИЙ СЕРОВ, начальник станции Прогресс:Большое вам спасибо за работу, выполнили вы очень большое дело – Восток будет работать. Научные программы выполнили большие, всё у вас было слажено, чётко. Ещё раз вас поздравляю, спасибо вам за очень большую проделанную работу! Ура!!

А на российской станции Восток уже началась зимовка. На протяжении девяти месяцев на Полюс холода не долетит никакой самолёт и не дойдет ни один вездеход. Участники очередного санно-гусеничного похода в следующем сезоне будут первыми людьми, которых увидят полярники после зимовки.

Ольга Стефанова, Вести, Антарктида.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *